КАРИБИАДА

Сергей Александровский

Cap

IMG_0393 Berem_v_arendu_udochki

Экипаж собрался следующий: руководитель неприлично большой  компании Владимир с женой Ольгой, я, то есть Капитан со своей женой Элей и Валентин, он же Писатель.

Дорога была длинной и утомительной – сначала рейс в Хитроу, переезд в Гетвик, долгий перелет на остров Санта-Люсия или Сент-Люша, как ее называют местные жители. Как всегда, на место приехали, когда уже начало темнеть. Марина Монтего Бей – это уютная марина, зажатая в узком заливе между гор.

Там нас ждал катамаран с романтичным названием «Cavok». Мало этого, Писатель, не зная заранее названия лодки, привез с собой несколько банок тушенки. На этикетке значилось название –«Савок».

Pitony

Вышли на следующий день, после того, как оформили отход и все документы. Сначала решили пройти и посмотреть на «Питоны», т.е. две горы, невысокие, но довольно красивые. Эти горы являются символом острова Сэнт-Люша и представляют из себя два потухших кратера вулканов. Но много времени на это мы решили не тратить, ведь наш маршрут проходил совершенно  в обратную сторону. А почему эти горы называются питонами никто так и не понял, видимо, тот, кто дал это название, обладал особым воображением.  К вечеру встали на якорь на острове Мартиника. Цели посещать остров пока не было, просто решили переночевать. Стратегия почти всех моих круговых походов на яхтах сводится к тому, чтобы в первой части пройти максимальное расстояние, а потом медленно продвигаться в обратном направлении к конечной точке маршрута.

Первый день принес нам две неприятные новости – сломался генератор, в связи с чем ночевать приходилось в жаре, и сдулся тендер, конечно насоса нам тоже не положили. Да и переходник к бензобаку был не тот. Так мы на время остались без тендера. На одной из якорных стоянок нам удалось на веслах доплыть на тендере до соседей и одолжить у них насос. Так что лодку мы надули, а потом и заклеили.  Еще и переходник к бензобаку купили. То есть, как всегда, сделали работу за чартерную компанию.

Odalzhivaem nasos

Пожалуй, самый впечатляющий остров нашего маршрута – это Доминика (не путать с центом тюленьего отдыха Доминиканой), и не зря мы останавливались на нем дважды: по пути туда и обратно. По дороге туда мы остановились в Roseau. Встали на якорь и с помощью местного растамана Маркуса договорились на глобальную поездку по острову. Когда он подплыл к нам на своей лодке, мы прочитали на борту надпись: Custom security rescuer (Таможенный охранник-спасатель). Амбициозно, но полная туфта.  Он организовал нам другого персонажа, которого звали Октавиус, но все на острове называли его Октопус. Он подкатил к нам на убитом в хлам микроавтобусе, который с трудом заводился, на борту был нарисован огромный осьминог. Чтобы издали ни с кем ни спутали. Пока мы ждали микроавтобус, я обратил внимание на домик, который был рядом. Домик как домик, только во дворе стоял внедорожник ТОЧЬНО такого же цвета как и дом. Карибский стиль! Осталось непонятным – то ли дом выкрасили под цвет машины, то ли наоборот.

Caribskiy stil

Уникальность острова заключается в том, что на относительно небольшой территории есть 365 рек и речек, парочка действующих вулканов и  масса водопадов. На значительно бОльших островах поблизости речек на порядок меньше. Во-вторых, на там есть термальные источники. Ну и самое главное – природа на острове бьет ключом (деревья вырастают до гигантских размеров, много птиц). В процессе поездки по Доминике нам показали брошенный микроавтобус, который насквозь пророс растениями и кустарниками. Видимо выражение «воткни любую палку в землю и вырастет дерево» очень хорошо подходит к Доминике.  Особой гордостью островитян является то, что на острове нет аэропорта, способного принимать дальнемагистральные самолеты. То есть «понаехавших» здесь значительно меньше, чем на соседних островах. Хотя, если посмотреть со смотровой площадки на вид столицы, можно увидеть несколько огромных лайнеров с туристами, каждый из которых вмещает несколько тысяч человек. А рядом со смотровой площадкой оставили школьный автобус, который придавило огромным деревом во время одного из ураганов. Тут же рядом можно вдоволь покататься на лианах.

Posledstviya uragana na Dominike ​​​​​​​

Buystvo Prirody Panorama Roseau

P1010971 ​​​​​​​

Апогеем нашей поездки было купание в горячих источниках. От парковки долго шли по проселочной дороге, потом Октопус предложил всем раздеться и все вещи, включая кошельки с нажитым непосильным трудом, сдать ему в сумку. Все посмотрели на него как на Остапа Ибрагимовича. В конце концов, Владимир, Ольга и Писатель отдали вещи мне и пошли совершать сложное плавание через пещеры. Нет, я не трус и даже не боюсь, просто в этом месте вода была холодная, а я это не люблю. Вылезли из воды они совсем в другом месте, уставшие, но очень довольные. Только после купания в холодной воде нам показали, где находятся горячие источники. Пока мы ездили по острову, мы все время встречали дома странной конструкции. Непосредственно дома состояли только из второго этажа, а вместо первого этажа были просто сваи. Может это как-то связано с ураганами? Оказалось, нет. Просто это дома «на вырост». Семья строит такой дом и начинает в нем жить. Дальше изменяются обстоятельства – семья разрастается, хочется открыть магазинчик или кафе – нет проблем. Благоустраивается первый этаж и жизнь продолжается. Вспомните, в Турции и на Кипре дома «на вырост» растут наоборот, то есть вверх. Сначала делается первый этаж с подвалом, а вверх оставляют торчащие куски арматуры, скат крыши не ставят. Когда придет время  расшириться, арматуру удлинят, сделают опалубку и зальют бетоном.

Доминика настолько понравилась нам, что на обратном пути мы  решили заскочить во второй по величине город острова – Портсмут, расположенный по берегам залива Принц Руперт. Лоция, увиливая, предупреждала, что раньше в этом месте местная шпана совершала набели на изредка останавливающиеся здесь яхты, но власти в последнее время смогли навести здесь порядок. По моей же версии, порядок навели не власти, а коммерсанты, в частности мистер Кобра. Как только он решил, что обслуживание яхт на рейде станет его бизнесом, налеты на яхтсменов сразу прекратились. Вот она, животворящая сила денег!

Встав на якорь, я поехал на берег оформлять приход. Смена была полностью женской. Причем все дамы были приблизительно одной комплекции. Я имею в виду тот факт, что анорексией ни одна из дам в погонах ни минуты своей жизни не страдала. Трудно было понять, кто же им всем шил форму, ведь в списке женских размеров таких огромных не существует. Кстати, мужчины на острове как на подбор худые.

Buy dlya zapravki vodoy

Еще нам обязательно нужно было заправиться водой. На месте якорной стоянки есть буй, к нему с берега по дну подведен шланг с пресной водой. Расстояние до берега около двухсот метров. Подходит лодка к бую, крепится к нему швартовым, подаем шланг на борт, открываем вентиль и вуа ля! Заправляем танки водой, моемся сами, моем лодку. Но за всем наблюдает старший брат! Если вы даже сами встанете на буй и подключите воду, к вам все равно подъедет вежливый островитянин и предложит вам оплатить воду двадцатидолларовой бумажкой. С помощью этих же милейших людей в растоманских шапках вы можете договориться на поездку на деревянной лодке по речке, которую местные называют Indian river или  Малой Амазонкой. Утром к нам заехал аватар на катере с огромным логотипом Кобры. Приятель, не ты ли тот мистер Кобра, о котором пишут во всех лоция по Карибам? Оказалось, что нет, мистер Кобра отъехал на другой остров на стрелку с «партнерами». Пересев на деревянную лодку соплеменника Кобры, мы отправились в путь. Сначала шли под двигателем, но как только мы зашли в устье реки, наш провожатый выключил двигатель и, стоя, начал грести единственным веслом. Сначала пришлось оплатить вход в парк, для чего пришвартовались к небольшому причалу. Через пару минут движения по реке наш  друг из Доминики подошел поближе к берегу и руками ловко поймал довольно большого краба. Каждому кто хотел, выпала возможность потискать краба в руках.

P1020032 ​​​​​​​

Обычно районы с мангровыми зарослями малодоступны. Эта же речка представляла из себя коридор из мангровых деревьев, корней каучукового дерева слева и справа дающих такую тень, что на речке всегда темно. Здесь же снимали вторую серию трилогии «Пираты Карибского моря» и после съемок даже остался домик, где Калипсо объясняла где находится ключ и сундук мертвеца. Впечатление жутковатое. Здесь же живут удавы Боа, но нам посчастливилось с ними разминуться.

P1020050 P1010926

Зато крайней точкой маршрута по речке стал медпункт, то есть вполне цивильное местечко с причалом, которое вело прямо к бару в джунглях. И представьте: после интересного и эмоционального похода по тропической реке сесть в бар и пропустить по «напитку от холода и печали», которым Калипсо угощала гостей, поминая Джека Воробья. Напиток представлял из себя чудный коктейль на основе местного рома и кокосового сока со льдом. Приторно сладкий, но так как такого подарка судьбы на экскурсии мы просто не ожидали, всем он очень понравился, даже пришлось несколько раз повторить, чтобы распробовать. Точный рецепт нам, конечно, не рассказали, да и  рома с острова Доминика в Москве я никогда в магазинах не встречал.

На острове до сих пор проживает пару тысяч человек исконно местного населения – карибы (или караибы). Им повезло гораздо больше, чем коренным народам других частей Америки. В Патагонии мы спросили аргентинца – где же живут знаменитые великаны-патагонцы. Ответ был гениальный – с ними не смогли договориться. С карибами, видимо, смогли договориться и переселили их в резервацию на атлантическом побережье острова.

Остров Монтсеррат произвел мрачное впечатление. Сам островок совсем небольшой, но после взрыва вулкана в 1995 году, обитаемая  площадь его уменьшилась на две трети. Все остальное покрыло толстым слоем пепла. Да и от населения осталась тоже только треть. Нет, население не погибло в результате извержения, но вынуждено было со временем уехать на другие соседние острова.

Так как тендер у нас был в нерабочем состоянии, решили, несмотря на приличную зыбь,  швартоваться у бетонного причала в порту.

IMG_0360 ​​​​​​​

Экскурсовода я нашел моментально. Подойдя в порт для оформления  прихода, я увидел темнокожего таксиста на микроавтобусе, который одиноко стоял у проходной порта. - Есть ли в вашем городе невесты? Простите, экскурсоводы...  Это был миг фортуны моего собеседника. Вам несказанно повезло, я лучший экскурсовод острова, сказал он. Попросив его подождать нас, я отправился к вагончику, который являлся конторой порта.   Еще в Москве мы все сделали электронные визы на Монсерат. Но четверым из нас пришли подтверждения визы, а Писателю – ничего не пришло. Писатель готов был уже остаться на борту и исполнять роль охранника лодки. Когда я зашел в будку к пограничникам, нам, не глядя на фамилии и фотографии шлепнули по красивому зеленому штампу в паспорт и пожелали хорошо провести время на острове. Непонятным осталось вот что: то ли виза при приходе на яхте совсем не нужна, то ли нам просто не стали портить отдых. После окончания процедур в порту, я мобилизовал экипаж, и мы все вместе поехали на экскурсию. Джон, а именно так звали нашего экскурсовода, первым делом повез нас в полицейский участок на границе запретной зоны. На острове те две трети территории, которые попали под лаву и пепел извержения объявлены запретной зоной и въезд на нее возможен исключительно с разрешения полиции. Наверное, такой порядок был вызван опасением за жизни людей, входящих в "запретку", а также желанием не допустить мародерство. Хотя, сложно говорить о мародерстве, когда видишь весь масштаб катастрофы. Сразу вспомнили «Пикник на обочине» братьев Стругацких.  Разница с фильмом Андрея Тарковского «Сталкер» заключалась в том, что  фильм до момента входа в зону был снят на черно-белую пленку, а после входа - на цветную. А у нас произошло все наоборот, как будто до входа в зону мы видели все в цветном изображении, а после входа – в черно-белом. Понятно, что роль Сталкера исполнял Джон, роль Писателя, простите за каламбур, Писатель, а роль Профессора досталась мне, т.е. Капитану.

Получив «добро» от полиции, мы тронулись в путь. Оказывается, вулканический пепел – это прекрасное удобрение для растений. Поэтому после выпадения пепла, деревья начали бешено расти, т.е. расти через крыши домов, через заборы и поваленные другие деревья. Мы приехали в какую-то гостиницу, которая была роскошной до извержения, а сейчас в бассейне растут деревья. Все это Джон показывал на своем планшете на вытянутой руке,  чтобы мы видели изображение на планшете и картинку в действительности. Когда ветерок дул  в нашу сторону, резкий запах сероводорода сковывал дыханье. Хоть взрыв был около 20 лет назад, но вулканическая активность  есть до сих пор, пепел из кратера Суфриера поднимается регулярно. Сталкер все продолжал показывать нам разрушенные дома, причалы, рестораны и отели. И все это на фоне невыносимой вони и пыли.

Otel na Monserate ​​​​​​​ Bassein na Monserate

Порядком устав от тяжелой, гнетущей атмосферы нашей поездки и от сравнений вот так было, а вот так стало, мы решили прекратить экскурсию и попросили Сталкера отпустить нас с миром и отвезти  в какой-нибудь ресторанчик недалеко от порта. Так как лодку мы оставили у бетонного причала со свежей зыбью, мне уже не терпелось вернуться на наш катамаран. Скажу вам однозначно, посетить Монтсеррат нужно, но находиться на нем больше одного дня не стоит, уныло как-то и рука сама тянется к стакану. Как дружно рубили канаты, и вдаль уходила земля. Напомню, что единственный канат на любом судне – это якорная цепь. Отшвартовываться пришлось радикальным способом – посредством отрезания швартовых. Дело в том, что на берегу вязали нас местные умельцы, а привязали они нас очень крепко, плюс отсутствие человеческих кнехтов; ветер и волны сделали свое дело. В этот день мы были единственной яхтой на острове. А где же марина и яхтенная ассоциация Монсеррата, выдающая яхтенные корочки по всему миру? Ау!

Покинув занесенный пеплом остров, мы отправились на о. Гваделупа, а конкретнее - в городок Deshaies или Деше. Упущю описание шторма, в который мы попали. На Карибах  безветренно только в сезон ураганов (урагана может и не быть). Оформление прихода на Гваделупу  носит очень комфортный характер – нужно найти интернет-кафе, объяснить, что вам нужно, вам включат какой-то государственный сайт и вы добросовестно заполняете все поля и распечатываете страницу. Заплатив один евро, вам на этот лист ставят печать интернет-кафе, мол, подтверждают, что вы к ним приходили и все, оформление закончилось. В Деше, собственно, мы пришли, чтобы пополнить запасы продуктов и антидепрессантов и спокойно переночевать в бухте.

Острова  Terre-de-Haut  одни из самых курортных мест нашего маршрута. Мне очень понравился госпиталь в виде корабля, нос которого с настоящим якорем смотрит в сторону моря. Здесь можно взять напрокат абсолютно прозрачные каяки и покататься, любуясь красотами подводного мира.

Gospitel v vide sudna ​​​​​​​

Как ни странно, мы устроили на острове небольшой шопинг. Он заключался в покупке кое-какой формы для всего экипажа и платья для дам. Платья срочно понадобились для посещения ресторана для празднования дня рождения Владимира. Видимо из-за того, что острова французские, качество одежды было вполне сносным. Да и ресторан был очень и очень хорош, все-таки Франция, хоть и заморские территории. Ну и острова Terre-de-Haut  намного демократичнее, чем чванливый Сент-Барт.

На следующий день мужчины поехали на дайв. То есть к нашей лодке пришвартовался катер с капитаном -дайвинструктором, материализовавшейся в одной француженке бальзаковского возраста. Около тридцати лет назад она приехала на эти острова на отдых и так там и осталась на всю жизнь. Нырялкой все были довольны, особенно наша гостья, так как за один дайв она облегчила кошельки парней на четыреста евро.

На следующее утро вышли на Мартинику, городок Saint Pierre. Для оформления прихода опять же нашли какое-Saint Pierre (2)то кафе, заполнили онлайн анкету и за один евро нам ее любезно распечатали и заверили штампиком этого же кафе. Таможенный досмотр и пограничный контроль в одном флаконе. Или в чашке кофе.  Если бы кто-нибудь из нашего пограничного начальства понаблюдал за нашим прохождением границы, его пришлось бы госпитализировать в местный карибский аналог клиники Сербского. А жители  относятся к этому как к должному.

Этот город тоже очень сильно пострадал от взрыва, который вызвал извержение другого вулкана. В результате этого взрыва из поселения спаслись только два человека, причем один из них сидел в тюрьме. От получил тяжелые увечья и ожоги и в дальнейшем был помилован и стал талисманом острова, его водили на показ всем прибывающим на остров людям. В отличии от острова  Монтсеррат,  Saint Pierre не производит такого тяжелого и гнетущего впечатления, хотя несколько обугленных развалин, которые до сих пор остались в Сэнт Пьерре, напоминают о том далеком извержении.

Под вечер предпоследнего дня мы вернулись в конечный пункт нашего путешествия – Монтего Бей. Но свою чартерную компанию найти не удалось. То есть даже вывесок мы не нашли. В офисах даже мебели не было, ни то что людей.  Утро вечера мудренее, подумали мы и плавно переместились в чудный ресторанчик на другой стороне бухты. В ресторан людей переправлял микроскопический паромчик на подвесном моторе. Наутро мы стали бродить по окрестностям и наводить справки. Кто-то нам посоветовал идти в другую бухту – Родней Бей. В это время в Родней Бей ожидали финиша первых участников ежегодной трансатлантической регаты ARC.

Montego bay2 ​​​​​​​

Пока в запасе еще было время, решили съездить на машине на рынок в Кастри. Хотелось купить что-нибудь домой, но рынок нас разочаровал. И бедностью ассортимента и грязью и жарой. Зато его охотно посещают толпы американских туристов с круизных лайнеров, даже скупают какие-то сувениры.

Совершив небольшой перегон в Родней Бэй мы, наконец, нашли нашу чартерную компанию. Почему вы нам не сообщили о смене дислокации? – Просто забыли вам позвонить! – Как мило!

В марине Родней бей мы просто визжали от умиления, когда увидели лодку, которую у нас на речках называли бы плав-магазин. Чувак на лодочке длиной метра три разъезжал по марине, увешанный флагами расцвечивания, какими-то фишками и гудел в клаксон. Лодка была ПОЛНОСТЬЮ завалена различными тропическими фруктами, которые он и продавал. Увидев нас, вновь прибывших, продавец пришвартовался  напротив и начал завлекать нас. С чувством глубокого уважения к его креативу, нам пришлось купить у него каких-то фруктов.

Plavmagazin ​​​​​​​

Ну вот и закончился очередной чартер. Почти так же как и в 91-м году мы сказали -" Прощай, Савок"! А в это время «Савок» уже готовили к принятию новых гостей.